Энергия как услуга

Перспектива декарбонизации энергетической системы сейчас заманчиво близка и продвигается за счет внедрения в сеть возобновляемых источников энергии, снижения стоимости энергии ветра и солнечной фотоэлектрической энергии, а также достижений в области накопления энергии и «умной» цифровизации.

Модернизированная сеть может предоставить больше услуг при низких затратах, но потребует анализа рыночных структур и наличия системы, которая стимулировала бы поставщиков электроэнергии.

Стремясь изменить схемы предоставления услуг, поставщики энергии экспериментируют с целым рядом новых бизнес-моделей, которые заново определяют их отношения с потребителями.

Энергия как услуга (EaaS) позволяет поставщикам брать на себя комплексное управление энергетическим обслуживанием клиента, чтобы оптимизировать эффективность и помочь избежать первоначальных капитальных затрат, связанных с низкоуглеродистыми системами отопления.

Модели оптимизации затрат времени используют преимущества возобновляемых источников энергии, смещая спрос на электроэнергию на более «дешевое» время суток, когда ископаемые виды топлива используются в меньшей степени.

Другие идеи, такие как одноранговые энергетические торговые платформы, товары повседневного спроса и комплексные услуги, также меняют схему поставщик-потребитель.

Речь идет не только о поставке электроэнергии, но и об оплате солнечных батарей, электромобиля или мероприятий по повышению энергоэффективности дома.

Поставщики энергии могут предлагать финансовые услуги. Например, электромобиль, может быть арендован уже заряженный энергией, эквивалентной определенному количеству километров в неделю.

Являясь основным связующим звеном между энергосистемой и потребителями, поставщики обеспечат доступ клиентов к преимуществам интеллектуальной, низкоуглеродной энергетической системы, включая повышенную мобильность и снижение затрат.

Поставщикам энергии придется думать о том, как строить отношения с клиентами и находить новые способы взаимодействия.

Все начинается с определенного признания, что отношения будут более сложными, чем просто покупка и продажа товара.

Важным фактором является необходимость взаимодействия потребителей в условиях более сложной распределенной сети.

Большинство клиентов захотят передать данные какой-либо платформе, которая сможет контролировать их от своего имени, получать для них энергию по самой низкой цене или даже продавать энергию в сеть.

Относительно высокая капитальная стоимость низкоуглеродных технологий, таких как воздушные тепловые насосы или системы зарядки транспортных средств, в сочетании с осторожностью потребителей сдерживают процесс обезуглероживания сети.
Одним из возможных решений этой проблемы является EaaS, который имитирует популярные сервисы на основе подписки для таких вещей, как потоковое видео или мобильные контракты, взимая с клиентов фиксированную плату за гарантированный уровень электроэнергии или отопления.
Поставщик управляет  всем, включая инвестиции, связанные с модернизацией технологий.

Когда клиент думает о концепции, то она приобретает смысл: все домашние устройства передают инвестиционные решения поставщикам энергии, которые должны быть  лучше подготовлены для принятия решения о возврате инвестиций в соответствии с конкретными требованиями к обслуживанию.

Если котел неэффективен, то они могут инвестировать в новый низкоуглеродный котел, который обеспечивает такой же уровень комфорта, но при более низких затратах.

 Или в случае, если домовладелец имеет солнечные панели на крыше и ему не нужна вся энергия, поставщик может инвестировать в батарею и экспортировать излишки обратно в сеть.

Субсидии, предоставляемые государственным государственным фондом возобновляемых источников тепла для финансирования низкоуглеродистых отопительных технологий, могли бы помочь прогрессу в наращивании бизнес-модели.

Но подход «энергия как услуга» создает проблемы.

Огромные различия в тепловых характеристиках между различными объектами требуют определения конкретных потребностей в отоплении для каждого дома.

Если за аналогичные объекты взимаются разные тарифы; например, если у одного потребителя двойное остекление, а у другого нет, то это может привести к жалобам и обвинениям в отсутствии прозрачности ценообразования по сравнению со стандартными тарифами.

Существующий термин – «политика добросовестного использования» - необходим для тех клиентов, которые включают отопление и оставляют окна открытыми.

Energy Systems обнаружила, что 1 из 50 клиентов нарушают «правила добросовестного использования».
Это составляет 2 % энергетического рынка, и это довольно большой процент.

Время.

Продолжающееся внедрение интеллектуальных счетчиков и хранилищ в энергосистему создают импульс структурам ценообразования, которые могут пересмотреть расходы на электроэнергию для потребителей и снизить нагрузку на энергетическую сеть.

Принцип заключается в том, чтобы побудить потребителей переходить на потребление электроэнергии в периоды более низкого спроса, когда удельные затраты дешевле.

Цены могут быть фиксированными, например, 0.10 у.е.  за кВтч утром и 0.05 у.е.  за кВтч в середине ночи, или динамическими и изменяющимися в зависимости от наличия энергии в системе.

Клиенты по этим тарифам могут управлять устройствами вручную или автоматически.

«Умный» тариф  на время использования дает клиентам доступ к получасовым ценам на энергию, привязанным к оптовым ценам, которые обновляются ежедневно.

Цены отражают уровень интенсивности углерода в энергосистеме, поэтому в периоды пикового спроса, когда больше нагрузки приходится на газ и уголь, удельные затраты выше; а при небольшом спросе, например, ночью, цены соответственно ниже.

Тариф также дает преимущество «снижения цен», при котором сети имеют слишком много энергии ветра, поэтому она стоит намного дешевле, даже отрицательно, чтобы разгрузить сеть.

Наличие низких цен сообщается клиентам; в течение одного ветряного периода в декабре домовладельцам доплачивали до 0,05 у.е. за каждую использованную единицу электроэнергии.

Платформа энергетической кампании Kaluza, принадлежащая Ovo, дает представление о направлении рынка.

Система подключается к целому ряду интеллектуальных устройств, чтобы определить степень мобильности, которая балансирует сеть.

Система может дистанционно оптимизировать устройства в доме, чтобы использовать энергию в непиковые часы, когда стоимость и углеродоемкость ниже.

 Увеличение количества возобновляемых источников энергии, таких как солнечные фермы и ветряные генераторы, приводит к нестабильности сети, но дает возможность посылать сигналы клиентам, чтобы сообщить им, например, что пришло время зарядить автомобиль.

Пока дифференциальное ценовое предложение сталкивается с некоторыми препятствиями.

Помимо использования интеллектуальных счетчиков, поставщики получают доступ к данным клиентов.

Модель также возлагает на потребителей ответственность за изменения образа жизни.

Реформы взимания платы за сеть контролируют энергопотребление и тарифы во время использования.

Искажение рынка, из-за которого некоторые пользователи полностью избегали сетевых сборов, смещая требования, не внося вклад в сетевые затраты, заставило TCR ввести фиксированную плату для всех пользователей системы.

Экономия, которая в настоящее время может быть получена, например, при умной зарядке электромобиля, будет значительно уменьшена TCR, по крайней мере, до апреля 2023 года.

Поэтому поставщикам энергоносителей будет довольно сложно полностью реализовать бизнес-модель

Неизвестное количество?

Мобильность энергетической системы позволяет потребителям стать активными «просьюмерами», которые активно управляют потреблением, производством и хранением энергии для своих потребностей.

Платформы одноранговой торговли энергией (P2P) стали потенциальным механизмом управления локальными сетями пользователей и координации транзакций.

Приложения для смартфонов или онлайн-платформ позволят пользователям отслеживать энергопотребление и мгновенно торговать им, помогая создать конкурентный энергетический рынок, а также поддерживать баланс энергосистемы.

Но P2P представляет угрозу для традиционной модели поставщиков, и крупные западные энергетические компании, в настоящее время пытаются понять последствия.  

Centrica является частью испытания в сообществе социального жилья в Хакни, Лондон, целью которого является изучение того, как P2P-трейдинг с использованием технологии блокчейна может уменьшить счета клиентов.

В рамках проекта рассматривается вопрос о том, как создавать счета в сети, где энергия поступает из нескольких источников, в данном случае это газ от British Gas и солнечные батареи.

Проблема «чистого нуля» вызвала много волнений и экспериментов в энергетическом секторе.

Новые розничные продукты и услуги являются частью решения, но какими они будут в конечном итоге, зависит от вопросов, касающихся политики, регулирования и роли поставщика энергии.

Невозможно втиснуть возобновляемые источники энергии в парадигму ископаемого топлива.
Возобновляемые источники энергии являются главным капитальным активом всего современного общества.
А в декарбонизированном будущем возможны разнообразные варианты…